ЧТО ТАКОЕ НЕФТЬ
Нефть – это густая маслянистая жидкость, обычно тёмно-коричневого или чёрного цвета, которую добывают из недр земли. Её используют в качестве горючего, а также в качестве сырья для получения светлыхнефтепродуктов (таких, как бензин, керосин, дизельное топливо и т. п.).
Она имеет специфический запах и состоит, в основном, из сложной смеси углеводородов, т.е. соединений, состоящих из атомов углерода и водорода, и некоторых других химических веществ.
Русское слово «нефть» происходит от арабского
naft – «влажный», «мокрый». В западноевропейском языке данную жидкость также называют словом «
petroleum», которое образовано от греческого
petr – «камень» и латинского
оl – «масло», т.е.
petroleum - «каменное или земляное масло».
ПЕРЕРАБОТКА НЕФТИ
Сырая нефть обладает низким качеством и поэтому в современном производстве практически нигде не используется. Зато её компоненты по отдельности имеют огромное значение для промышленности. Для того, чтобы выделить данные компоненты по отдельности, нефть необходимо переработать. Для этого и применяют нефтепереработку.
Переработка нефти или нефтепереработка – это процесс производства нефтепродуктов, в первую очередь различных видов топлива (автомобильного, авиационного, котельного и т. д.), а также сырья для последующей химической переработки. В результате получаются такие нефтепродукты, как бензин, дизельное топливо, керосин, смазочные материалы, растворители и т. д., а также сырьё для химической отрасли.
Процесс переработки нефти состоит из нескольких этапов:
А) подготовка сырой нефти к первичной переработке;
Б) перегонка нефти;
В) вторичная переработка;
Г) очистка.
Один из этапов данной переработки — процесс перегонки нефти, заключающийся в постепенном повышении температуры нагрева нефти. В результате из неё выделяются (отгоняются) различные части, называемые
фракциями, которые отличаются друг от друга пределами выкипания.
Предел выкипания – это диапазон температур, в пределах которого происходит испарение или выкипание компонентов нефтяного сырья или нефтепродуктов.
ЧТО ТАКОЕ ФРАКЦИИ
Фракция – это жидкость, которая выкипает в определенном диапазоне температур, и характеризующаяся температурой начала и конца кипения.
С помощью перегонки из нефти выделяют следующие продукты:
до 40 °С – газ;
от 40 до 200 °С – бензиновая фракция;
от 100 до 300 °С – керосиновая фракция;
от 200 до 350 °С – дизельная фракция.
Все, что выкипает из нефти до 350° С – называют
«светлыми» нефтепродуктами, поскольку в их составе отсутствуют тяжёлые фракции, что делает их прозрачными и слабоокрашенными продуктами.
Мазут – это остаток после отгона из нефти «светлых» фракций. При его разгонке, в случае выбора того или иного пути переработки нефти, получают два основных продукта:
1) вакуумный газойль (от 350 до 500 °С) и
2) масляные фракции (350-400; 400-450; 450-500 °С или 350-420, 420-500 °С).
Фракции, которые выкипают в пределах от 350 до 500 °С, называют
«темными» фракциями.
Остаток после перегонки мазута с температурой кипения более 500° С – это гудрон.
Стоит добавить, что практически ни одна из получаемых при такой перегонке фракций не является товарным нефтепродуктом, поскольку не соответствует требованиям ГОСТ и требует вторичной переработки.
ЧТО ТАКОЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ
Нефтепродукты – это любые вещества, получаемые в результате переработки нефти. Они бывают газообразными, жидкими и твердыми.
Самая распространенная классификация нефтепродуктов связана с областью их применения. Выделяют следующие классы:
Топливо (
бензин, керосин, дизельное топливо и т.п.);
Смазочные материалы или
нефтяные масла;
Углеродные и вяжущие материалы (
битум, гудрон и т.п.);
Нефтехимическое сырье (
бензол, толуол, парафины и т.п.);
Нефтепродукты специального назначения (
растворители типа ацетона, уайт-спирит, топливные присадки и т.п.).
Еще нефтепродукты делятся на классы по степени своей опасности, в зависимости от температуры вспышки.
I класс (температура вспышки менее 28 градусов по Цельсию)
– бензин;
II класс (температура вспышки от 28 до 61°С)
– керосин, дизельное топливо;III класс (температура вспышки от 61 до 120 °С)
– дизельное топливо, мазут;
IV класс (температура вспышки более 120 °С) –
масло, битум, парафин.
«Температурой вспышки» называют температуру, при которой нефтепродукт, нагреваемый в строго определенных условиях, выделяет столько паров, что, смешавшись с окружающим воздухом, данная смесь вспыхивает при поднесении к ней пламени или даже искры. Данная вспышка не что иное, как взрыв смеси в малых размерах.
«Температурой воспламенения» называют температуру, при которой продукт, если поднести к нему пламя, загорается и продолжает спокойно гореть в течение некоторого времени.
ВИДЫ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Существует несколько видов нефтепродуктов. Самые распространённые среди них – это дизельное топливо, бензин, керосин, различные смазочные масла и растворители.
Вот краткое описание основных нефтепродуктов, с которыми работает оборудование компании.
БЕНЗИН: Бесцветная горючая жидкость, которая используется как топливо для двигателей внутреннего сгорания и растворитель в нефтехимической промышленности. Существуют различные марки бензина, основным отличием которых является химический состав и физические свойства. Большинство сортов бензина кипят при температуре от +33 до +205° С, а замерзают при температуре около −60 °C (в случае использования специальных присадок).
Бензин токсичен. Вдыхание его паров может вызывать острые и хронические отравления. При вдыхании небольших концентраций наблюдаются симптомы, похожие на алкогольную интоксикацию: психическое возбуждение, эйфория, головокружение, тошнота, слабость, рвота, покраснение кожи, учащенное сердцебиение. В более тяжёлых случаях возможны галлюцинации, обмороки, судороги, повышение температуры тела.
Пары бензина пожароопасны при любых температурах. Если поднести огонь к открытой ёмкости с бензином, он мгновенно вспыхивает при любой температуре. При содержании в
воздухе паров бензина в количестве 2,5 — 4,8% такая смесь газов оказывается взрывоопасной. Подобная
смесь легко может образоваться, например, в открытой таре из-под бензина, поэтому нужно соблюдать осторожность в обращении с ней.
Бензин обычно перевозят в железнодорожных и автомобильных цистернах, которые должны быть безопасными и герметичными, поскольку поступающий кислород приводит к окислению топлива. Оптимальная температура хранения бензина составляет от +15 до +20 °C.
КЕРОСИН: Легковоспламеняющаяся прозрачная бесцветная (или чуть желтоватая) жидкость, слегка маслянистая на ощупь.
Керосин используется в качестве реактивного топлива в самолётах и ракетах (авиационный керосин), в качестве топлива для керосиновых ламп, а также в нефтехимической промышленности, например, для производства моющих средств.
Керосин легко воспламеняется, его пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси. Опаснаяконцентрация варьируется от 0,6 до 8% в зависимости от углеводородного состава. Данный нефтепродукт нерастворим в воде, обладает высокой стойкостью к детонации, что делает его безопасным при использовании на большой высоте.
Температура вспышки керосина составляет от +28 до +72 °C, а самовоспламенения – от + 200 до +400 °C (точное значение зависит от давления среды). Температура замерзания, варьируется от -47 до -40 °С в зависимости от сорта.
Керосин является токсичным веществом. В больших концентрациях проявляет общетоксичное и наркотическое действия; раздражает слизистые оболочки.
Керосин хранят в плотно закрытой таре, защищенной от воздействия солнечных лучей, вдали от нагревательных элементов и открытого огня.
ДИ́ЗЕЛЬНОЕ ТО́ПЛИВО (ДТ): Дизельное топливо (ДТ) – это вязкая жидкость от желтого до светло-коричневого цвета (в зависимости от количества смол в её составе). Оно используется в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания на железнодорожном, водном транспорте, грузовом автотранспорте и военной технике.
Температура вспышки дизельного топлива варьируется от +35 до +62 °С в зависимости от его сорта, а застывания – от -5 до -55 °С.
Дизельное топливо является ядовитым веществом. В больших концентрациях оно обладает наркотическим и ядовитым действием, проникает через неповреждённую кожу. Вызывает отравление при вдыхании паров и пыли.
Взрывоопасная концентрация паров дизельного топлива в смеси с воздухом составляет 2—3%. Температура самовоспламенения варьируется от +300 до +330 °С (в зависимости от сорта). Температурные пределы воспламенения дизельных топлив составляют от +57 до +119 °С и также зависят от сорта ДТ.
СОЛЯРКА: Жидкость светло-желтого оттенка, цвета мягкого дневного солнца. Солярка или соляровое масло является частью тяжелых фракций нефти, и в том числе входит в состав чистого дизельного горючего наравне с другими компонентами.
Соляровое масло (в народе «солярка») является аналогом дизельного топлива и используется в тихоходных агрегатах. Солярку и ДТ часто сравнивают между собой, но солярка – отдельный нефтепродукт, выступающий лишь частью дизельного топлива.
Солярка имеет температуру кипения около 240 — 400 °C. Горючее подобного типа подходит для применения в низкооборотных тихоходных дизельных двигателях, которые устанавливают на тепловозы, суда и трактора. Обычное дизельное топливо отличается большим количеством углеводородов, имеет температуру кипения и вязкость ниже.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ
При работе с нефтепродуктами необходимо соблюдать определенные меры безопасности. Это связано с тем, что при смешивании паров нефтепродуктов с воздухом образуются взрыво- и пожароопасные смеси, которые легко воспламеняются и горят. В замкнутых помещениях это может выглядеть как взрыв.
В местах, где хранят или работают с нефтепродуктами, необходимо:
А) исключить использование открытого огня;
Б) использовать заземление;
В) соблюдать температурный режим (если требуется).
Другой важный момент, который необходимо учитывать, – это токсичность нефтепродуктов для человека. При работе с нефтепродуктами необходимо использовать защитную спецодежду и средства индивидуальной защиты.
Для того, чтобы работать с нефтепродуктами, сотрудник должен пройти сертифицированное обучение и получить допуск на работу с этими веществами.