2
ТЗК-100. Топливо-заправочный комплекс
Курс «ТЗК-100. Автоматизированный налив» для инженеров и сервисных специалистов нефтебаз и объектов топливообеспечения.
2.1
Что такое топливо-заправочный комплекс
Курс «ТЗК-100. Автоматизированный налив»
Топливо-заправочный комплекс 100 (ТЗК-100) или измерительный комплекс ТЗК-100 — это узел коммерческого учёта жидких углеводородов.
Используется только на нефтебазах для коммерческого учета нефтепродуктов. Позволяет отпускать топливо в автомобильные и железнодорожные цистерны.
Комплекс отличается надежностью, долговечностью и универсальностью. Его конструкция позволяет предотвращать потери нефтепродуктов при их перекачке.

В повседневной жизни этот комплекс иногда называют установкой верхнего или нижнего налива в авто- или железнодорожные цистерны, но такое название используется редко.
2.2
Методы учета отпускаемых нефтепродуктов
ТЗК-100 позволяет измерять и учитывать отпущенное топливо при перекачке, приёме и выдаче его в автомобильные и железнодорожные цистерны, а также при перекачке из резервуаров в резервуар.
Существует два метода учета:
1)  учет массы и объема путем косвенного метода измерения;
2)  учет массы и объема путем прямого динамического метода измерения.
Выбор варианта учета зависит от установки в комплексе ТЗК-100 либо объемного датчика жидкости, либо кориолисового расходомера.
2.3
Принцип работы
Топливозаправочный комплекс (ТЗК) работает следующим образом:

1) Топливо из резервуара подаётся с помощью электронасоса через фильтр и газоотделитель в счётчик или узел измерительного участка.

2) Затем, пройдя измерительный узел учета, топливо поступает в резервуар цистерны через наливной стояк для верхнего налива или шарнирный трубопровод с соединителем для нижнего налива. Топливо поступает в автомобильную или железнодорожную цистерну на посту налива. (пост налива - место на нефтебазе, где производят налив нефтепродуктов в авто- или ж/д цистерны.)

3) Оператор задает количество отпускаемого топлива (дозу) на пульте дистанционного управления, с помощью компьютера или с местного поста управления.
Разрешение на запуск установки на перекачку топлива (налив) выдается при соблюдении следующих условий:
1)  к цистерне подключено заземление;
2)  наливная труба установлена в горловину цистерны;
3)  оператор подал сигнал на включение установки.

4)  Пуск комплекса осуществляется оператором с местного поста управления налива. При этом включается электронасос и электроуправляемый двухступенчатый гидравлический клапан. Данный клапан, при наличии сигнала и давления перекачиваемой жидкости на входе, переходит из режима «закрыто» в режим «малого расхода».

5) Затем, когда отпущено (налито) 30 литров топлива (величина настраивается параметром в контроллере управления), подается управляющий сигнал клапану, который переводит его в положение «открыто», соответствующее большому расходу топлива.

6) Счетчик с плотномером или расходомер измеряет количество топлива в единицах объема и массы, поступающего в цистерну, и выдает импульсы на пульт дистанционного управления (компьютер), где производится отсчет количества налитого нефтепродукта.
7) За 150 литров до окончания налива дозы электроуправляемый клапан большого расхода переходит в положение «малый расход», снижая расход для более точного контроля отпускаемого количества топлива (величина настраивается параметром в контроллере управления). Это дает возможность точно контролировать отпускаемое количество жидкости, поскольку при большом расходе жидкость поступает в цистерну со скоростью приблизительно 25 — 30 литров в секунду. А при малом всего 1 — 2 литра в секунду.

8) После того, как установка перекачала в цистерну заданное количество топлива, контроллер ТЗК-100 выдает команду на выключение электронасоса и электроуправляемого клапана малого расхода, в результате чего клапан закрывается и налив прекращается.

Перекачка топлива также автоматически прекращается в случаях:
 - нарушения заземления цистерны;
 - срабатывания датчика перелива;
 - подъёма переходного трапа;
 - пропадания внешнего электропитания ТЗК-100.

9) После окончания налива оператор убирает стояк налива в парковочное положение, поднимает переходной трап и снимает заземление с цистерны. На этом процесс отпуска топлива завершается.
2.4
Производительность комплекса
Производственная мощность комплекса в среднем составляет порядка 80 кубических метров в час (зависит от используемого оборудования и требований заказчика). Другими словами, среднюю топливную автоцистерну такой комплекс может заполнить примерно за 20 минут, а четырехосную ж/д цистерну — примерно за 1 час.

Паспортный срок службы комплекса — 10 лет.
2.5
Состав комплекса
Система ТЗК 100 состоит из следующих компонентов:
2.6
Модификации комплекса ТЗК-100
Несмотря на различные модификации комплекса ТЗК-100, его основные узлы обычно остаются неизменными. Ключевым отличием является тип измерительного устройства: это либо счетчик жидкости ротационный, либо кориолисовый массовый расходомер.
Отличия могут быть и в типах используемых насосов:
- модификации с консольным моноблочным насосом типа КМН используются для работы со светлыми нефтепродуктами или маловязкими тёмными нефтепродуктами.
- модификации с шестеренчатыми насосами используют для перекачки высоковязких темных нефтепродуктов.
Комплектация той или иной модификации ТЗК-100 зависит от условий эксплуатации и технических требований заказчика.
2.7
Управление комплексом
Комплекс ТЗК-100 управляется с помощью специального программного обеспечения (АРМ оператора налива).
- это позволяет точно дозировать отпуск топлива и создавать все необходимые документы и архивы по всем выполненным отгрузкам топлива.
- это является главным условием коммерческого учета отпуска и приема нефтепродуктов.
2.8
Особенности комплекса
Из особенностей измерительных комплексов ТЗК-100 следует выделить тот факт, что в них используется объёмные счётчики ротационного типа, а также кориолисовые расходомеры для учёта нефтепродуктов в единицах массы.
Также стоит отметить, что комплекс способен работать в широком температурном диапазоне и может быть адаптирован для работы в экстремальных условиях, например, в Арктике (в этом случае используются чехлы с электрообогревом).
2.9
Основные виды поломок
При соблюдении правил эксплуатации и своевременном техническом обслуживании (описанном в регламентах к узлам и агрегатам, а также в руководстве по эксплуатации ТЗК-100) комплекс способен проработать 10 лет.
В процессе эксплуатации могут возникнуть нескольких видов поломок или неисправностей:
-  механические,
-  электрические,
-  программные.
Последствия всегда одинаковые – остановка отпуска топлива до устранения неисправности.
При поломках узлов или частей ТЗК-100, особенно когда выходит из строя какая-либо механическая или электрическая часть, целесообразно менять данную деталь на новую, а снятую отправлять на ремонт производителю данного оборудования. Если поломка несложная, то ремонт производится на месте. Для этого у ремонтников должны быть запчасти и ремкомплекты. Без этого ремонт невозможен.
Работать на неисправном оборудовании категорически запрещается, поскольку ТЗК-100 работает во взрывоопасной зоне.