РАЗДЕЛ 2.

ТОПЛИВНО-ЗАПРАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС.

Топливозаправочный комплекс 100 (ТЗК-100) или измерительный комплекс ТЗК-100 – это узел коммерческого учёта жидких углеводородов. Используется только на нефтебазах для коммерческого учета нефтепродуктов. Позволяет отпускать топливо в автомобильные и железнодорожные цистерны.
Комплекс отличается надежностью, долговечностью и универсальностью. Его конструкция позволяет предотвращать потери нефтепродуктов при их перекачке.
В повседневной жизни этот комплекс иногда называют установкой верхнего или нижнего налива в авто- или железнодорожные цистерны, но такое название используется редко.

Комплекс ТЗК-100

МЕТОДЫ УЧЕТА ОТПУСКАЕМЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ

        ТЗК-100 позволяет измерять и учитывать отпущенное топливо при перекачке, приёме и выдаче его в автомобильные и железнодорожные цистерны, а также при перекачке из резервуаров в резервуар любым из двух методов учета:
1)  учет массы и объема путем косвенного метода измерения;
2)  учет массы и объема путем прямого динамического метода измерения.
Выбор варианта учета зависит от установки в комплексе ТЗК-100 либо объемного датчика жидкости, либо кориолисового расходомера.


ПРИНЦИП РАБОТЫ

        Топливозаправочный комплекс (ТЗК) работает следующим образом:

1) Топливо из резервуара подаётся с помощью электронасоса через фильтр и газоотделитель в счётчик или узел измерительного участка.

2) Затем, пройдя измерительный узел учета, топливо поступает в резервуар цистерны через наливной стояк для верхнего налива или шарнирный трубопровод с соединителем для нижнего налива. Топливо поступает в автомобильную или железнодорожную цистерну на посту налива. (пост налива - место на нефтебазе, где производят налив нефтепродуктов в авто- или ж/д цистерны.)

3) Оператор задает количество отпускаемого топлива (дозу) на пульте дистанционного управления, с помощью компьютера или с местного поста управления.

Разрешение на запуск установки на перекачку топлива (налив) выдается при соблюдении следующих условий:
1)     к цистерне подключено заземление;
2)     наливная труба установлена в горловину цистерны;
3)     оператор подал сигнал на включение установки.

4)  Пуск комплекса осуществляется оператором с местного поста управления налива. При этом включается электронасос и электроуправляемый двухступенчатый гидравлический клапан. Данный клапан, при наличии сигнала и давления перекачиваемой жидкости на входе, переходит из режима «закрыто» в режим «малого расхода».

5) Затем, когда отпущено (налито) 30 литров топлива (величина настраивается параметром в контроллере управления), подается управляющий сигнал клапану, который переводит его в положение «открыто», соответствующее большому расходу топлива.

6) Счетчик с плотномером или расходомер измеряет количество топлива в единицах объема и массы, поступающего в цистерну, и выдает импульсы на пульт дистанционного управления (компьютер), где производится отсчет количества налитого нефтепродукта.

7) За 150 литров до окончания налива дозы электроуправляемый клапан большого расхода переходит в положение «малый расход», снижая расход для более точного контроля отпускаемого количества топлива (величина настраивается параметром в контроллере управления). Это дает возможность точно контролировать отпускаемое количество жидкости, поскольку при большом расходе жидкость поступает в цистерну со скоростью приблизительно 25 — 30 литров в секунду. А при малом всего 1 — 2 литра в секунду.

8) После того, как установка перекачала в цистерну заданное количество топлива, контроллер ТЗК-100 выдает команду на выключение электронасоса и электроуправляемого клапана малого расхода, в результате чего клапан закрывается и налив прекращается.

Перекачка топлива также автоматически прекращается в случаях:
 - нарушения заземления цистерны;
 - срабатывания датчика перелива;
 - подъёма переходного трапа;
 - пропадания внешнего электропитания ТЗК-100.

9) После окончания налива оператор убирает стояк налива в парковочное положение, поднимает переходной трап и снимает заземление с цистерны. На этом процесс отпуска топлива завершается.


ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ КОМПЛЕКСА

        Производственная мощность комплекса в среднем составляет порядка 80 кубических метров в час (зависит от используемого оборудования и требований заказчика). Другими словами, среднюю топливную автоцистерну такой комплекс может заполнить примерно за 20 минут, а четырехосную ж/д цистерну – примерно за 1 час.

Паспортный срок службы комплекса – 10 лет.

СОСТАВ КОМПЛЕКСА



Система ТЗК 100 состоит из следующих компонентов:

РАМА

Металлическая рама изготавливается из стального профиля и служит основой для размещения на ней агрегатов и устройств, из которых состоит топливозаправочный комплекс. Она имеет необходимые крепления для транспортировки, а также установки комплекса на нефтебазе.

НАСОС

Электронасосный агрегат предназначен для подачи в комплекс перекачиваемых нефтепродуктов из стационарного резервуара нефтебазы.

ФИЛЬТР-ГАЗООТДЕЛИТЕЛЬ

Фильтры необходимы для очистки перекачиваемых нефтепродуктов от различных примесей и механических включений. В установке используются фильтры грубой и тонкой очистки.
Газоотделитель (сепаратор) предназначен для отделения воздуха и паров из перекачиваемых жидкостей перед измерением.
Существуют модели в которых фильтр и сепаратор конструктивно расположены в одном корпусе.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ


Данный узел может быть укомплектован как счетчиком жидкости ротационного типа, так и кориолисовым расходомером. Выбор устройства измерения определяется требованиями заказчика.

СЧЕТЧИК ЖИДКОСТИ РОТАЦИОННОГО ТИПА С ПЕРЕДАТОЧНЫМ МЕХАНИЗМОМ

Ротационный счетчик жидкости – служит для измерения объемного количества очищенных жидких нефтепродуктов. Используется при косвенном методе измерения.

КОРИОЛИСОВЫЙ РАСХОДОМЕР

        Кориолисовый расходомер (массомер) – прибор, использующий эффект Кориолиса для измерения массового расхода жидкостей и газов. Используется при прямом динамическом методе измерения.



ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КЛАПАН

С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Двухступенчатый гидравлический клапан используется для управления подачей и остановкой потока нефтепродуктов. В ТЗК-100 он обеспечивает малый и большой расхода перекачиваемой жидкости во время налива.


КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ОТСЕЧНОЙ (КЭО)

Клапан электромагнитный отсечной (КЭО) применяется главным образом для того, чтобы открывать или перекрывать нужную линию выдачи нефтепродуктов. Иногда он так же используется в качестве отсечного клапана в паре с двухступенчатым гидравлическим клапаном.


КОРОБКА СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННАЯ ТИПА КСА

Коробка соединительная используется в цепях переменного или постоянного тока и служит разветвляющим и соединяющим узлом для гибких или бронированных кабелей с алюминиевыми или медными жилами, которые могут быть проложены в металлорукавах. Именно в ней устанавливаются электронные компоненты ТЗК, такие, как электромагнитные реле, искрозащитные барьеры и т. д. Коробка оснащена кабельными вводами (гермовводами), обеспечивающими фиксацию и уплотнение гибких и бронированных кабелей, а также кабелей в металлорукавах.


УСТРОЙСТВО ЗАЗЕМЛЕНИЯ АВТОЦИСТЕРНЫ (УЗА)

УЗА предназначено для отвода зарядов статического электричества при сливе или наливе нефтепродуктов.

ПОСТ УПРАВЛЕНИЯ

        Данный пост предназначен для дистанционного или местного управления оператором электрическими агрегатами ТЗК.

ГРОМКОГОВОРЯЩАЯ СВЯЗЬ

        Используется для связи между оператором и персоналом находящемся на островках налива.

ДАТЧИКИ ПРЕДЕЛЬНОГО УРОВНЯ (ДАТЧИКИ ПЕРЕЛИВА)

Предназначены для предотвращения перелива автомобильной или железнодорожной цистерны путем отключения ТЗК-100 при срабатывании датчика перелива, когда наливаемая жидкость касается рабочей части датчика

ДАТЧИКИ ТЕМПЕРАТУРЫ (ТЕРМОПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ)

Датчики температуры используются для определения температуры перекачиваемой жидкости и/или измерения температуры узлов комплекса

ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАПА И КОНСОЛИ


В ТЗК-100 используются электрические выключатели путевые взрывозащищенные, которые предназначены для передачи в контроллер информации о положении заправочной консоли и трапа (в парковочном положении или в рабочем положении).

ЗАТВОР

        Поворотный (дисковый) затвор – это устройство, которое используется в качестве запорной арматуры. Оно является альтернативой вентилям и кранам, качественные показатели которых находятся на более низком уровне. Затвор обладает небольшой строительной длиной. Его легко устанавливать. Затвор неприхотлив в обслуживании, недорогой, а главное – обеспечивает хорошую герметизацию.

КРАН ШАРОВЫЙ

Краны шаровые фланцевые устанавливаются на трубопроводе вместо старых задвижек соответствующего типоразмера. Шаровые краны «под задвижку» удобнее в эксплуатации, чем задвижки, из-за своих габаритов, высоты и веса. Они практически не требуют технического обслуживания или ремонта.


МОДИФИКАЦИИ КОМПЛЕКСА ТЗК-100


        Несмотря на различные модификации комплекса ТЗК-100, его основные узлы обычно остаются неизменными. Ключевым отличием является тип измерительного устройства: это либо счетчик жидкости ротационный, либо кориолисовый массовый расходомер. Отличия могут быть и в типах используемых насосов:

- модификации с консольным моноблочным насосом типа КМН используются для работы со светлыми нефтепродуктами или маловязкими тёмными нефтепродуктами.

- модификации с шестеренчатыми насосами используют для перекачки высоковязких темных нефтепродуктов.

Комплектация той или иной модификации ТЗК-100 зависит от условий эксплуатации и технических требований заказчика.


УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОМ

        Комплекс ТЗК-100 управляется с помощью специального программного обеспечения (АРМ оператора налива). Это позволяет точно дозировать отпуск топлива и создавать все необходимые документы и архивы по всем выполненным отгрузкам топлива. Это является главным условием коммерческого учета отпуска и приема нефтепродуктов.

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСА

        Из особенностей измерительных комплексов ТЗК-100 следует выделить тот факт, что в них используется объёмные счётчики ротационного типа, а также кориолисовые расходомеры для учёта нефтепродуктов в единицах массы.

Также стоит отметить, что комплекс способен работать в широком температурном диапазоне и может быть адаптирован для работы в экстремальных условиях, например, в Арктике (в этом случае используются чехлы с электрообогревом).


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОЛОМОК


        При соблюдении правил эксплуатации и своевременном техническом обслуживании (описанном в регламентах к узлам и агрегатам, а также в руководстве по эксплуатации ТЗК-100) комплекс способен проработать 10 лет.

В процессе эксплуатации могут возникнуть нескольких видов поломок или неисправностей:
-  механические,
-  электрические,
-  программные.
Последствия всегда одинаковые – остановка отпуска топлива до устранения неисправности.

Работать на неисправном оборудовании категорически запрещается, поскольку ТЗК-100 работает во взрывоопасной зоне.

При поломках узлов или частей ТЗК-100, особенно когда выходит из строя какая-либо механическая или электрическая часть, целесообразно менять данную деталь на новую, а снятую отправлять на ремонт производителю данного оборудования. Если поломка несложная, то ремонт производится на месте. Для этого у ремонтников должны быть запчасти и ремкомплекты. Без этого ремонт невозможен.
Видео по теме