НАПОРНЫЙ НАСОС
Напорный насос состоит из насосной части, изготовленной из стали, бронзовых уплотнительных колец, торцевого уплотнения и асинхронного трёхфазного электродвигателя. Этот тип насосов является наиболее распространённым и универсальным. По названию напорные насосы обычно маркируются КМ или КМН.
КМ означает консольный моноблочный.
КМН – это версия консольного моноблочного насоса, предназначенного для перекачки легких нефтепродуктов.
КМ насосы представляют собой центробежные одноступенчатые насосы с односторонним потоком для входящей жидкости. Они предназначены для перекачивания различных видов чистых жидкостей. Высокая точность конструкции консольно-моноблочного агрегата исключает необходимость в его частом обслуживании или ремонте.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НАПОРНОГО НАСОСА
Принцип действия напорного насоса основан на использовании центробежной силы, возникающей при вращении рабочего колеса.
огда включается электрический двигатель, он приводит в движение рабочее колесо, которое имеет лопасти (крыльчатки). Создаваемый разреженный воздух всасывает жидкость через входной патрубок. Жидкость, накапливаемая во внутренней камере насоса, начинает создавать давление, и лопасти колеса выталкивают ее через выходное отверстие. Центробежная сила при больших оборотах только усиливает давление и способствует увеличению скорости протекания всего процесса.
К плюсам КМ-насосов можно отнести следующие:
* Возможность работать в широком диапазоне напоров и расходов;
* Небольшие габариты;
* Бюджетную стоимость;
* Достаточно высокий КПД – от 30 до 80 %;
* Температура всасываемой жидкости может превышать 95 °C.
Из недостатков стоит выделить:
* Наличие в конструкции торцевых уплотнений и подшипников качения;
* Высокий уровень вибрации и шума;
* Насос необходимо устанавливать лишь в одном положении. При этом вал должен находиться горизонтально;
* Агрегат должен быть установлен на фундаменте или раме;
* Насосы с двойным торцевым уплотнением в конструкции требуют частого обслуживания.
Основное отличие напорного насоса состоит в том, что топливо на входе в такой насос уже подается под давлением. Так бывает, когда резервуар находится на поверхности земли, возвышаясь над насосом. В таком случае само топливо, находящееся в резервуаре, за счет перепада высот создает давление на входе в насос.
Существует такое понятие как «взлив» (точнее, «уровень взлива»). Уровень взлива – это высота открытой поверхности горючей жидкости в резервуаре относительно его основания.
Приблизительно можно считать, что 1 метр взлива создает давление на входе насоса в 0,1 атмосферу (Бар).
Без возвышения топлива (резервуара) над насосом (когда взлив равен нулю) напорный насос работать не может.
САМОВСАСЫВАЮЩИЕ НАСОСЫ
Самовсасывающие насосы – это агрегаты, которым для своей работы внешнее избыточное давление не требуется. При правильной подготовке устройства к работе насос создаст его сам. Насосы такого типа используются реже.
Самовсасывающие бывают разных типов, например:
* АСВН (агрегат самовсасывающий вихревой насосный) – самый распространенный тип таких насосов;
* НШ (насос шестеренчатый) – ещё один тип таких насосов;
* КМС (консольно-моноблочный самовсасывающий) – также часто применяемый тип самовсасывающих насосов
Как и любой другой, самовсасывающий насос состоит из двигателя и рабочей камеры с нагнетательным механизмом. Валы насоса и двигателя соединены через муфту, а герметичность определяется типом уплотнителя.
По принципу действия самовсасывающие насосы бывают вихревыми и центробежными. В обоих случаях ключевое звено — крыльчатка, отличающаяся строением, а также формой корпуса, в который она устанавливается. Из-за различной формы корпуса соответственно меняется и принцип работы насоса.
Вихревые насосы оснащены винтообразными шестернями, благодаря которым при малых оборотах достигается высокая производительность, большой напор, значительная высота всасывания и низкий уровень шума.
Центробежный самовсасывающий насос имеет другое строение корпуса и рабочего колеса. Рабочее колесо — диск с короткими радиальными перегородками, располагающимися по краям. Называется он — импеллер. Центробежные самовсасывающие насосы имеют строение рабочей камеры в виде улитки.
Шестеренный насос – это роторный насос с рабочим органом в виде двух шестерён. Конструктивно представляет собой объемный насос, в котором роль рабочего органа выполняют шестерни. При вращении шестерен на стороне всасывания создается разрежение, и жидкость под действием разницы давлений (атмосферного и на стороне всасывания жидкости в насос) заполняет полости между зубьями, перемещается в сторону нагнетания и вытесняется в нагнетательный патрубок. Шестеренный насос устанавливается на раме-плите, к которой крепятся и насос, и электродвигатель, соединенные между собой муфтой. Основными рабочими элементами шестерённого насоса являются две прямозубые шестерни – ведущая и ведомая, изготавливаемые заодно с валами. Опорами валов являются подшипники скольжения.
Преимущества шестеренных насосов:
* простота конструкции;
* высокая надёжность по сравнению с другими насосами;
* низкая стоимость;
* способность работать при высокой частоте вращения, что позволяет напрямую соединять их с валами тепловых или электрических двигателей;
* высокая надежность при работе со сплавами полимеров.
Из недостатков шестеренных насосов стоит отметить:
* нерегулируемость рабочего объема;
* неспособность работать при высоких давлениях, либо высокие требования к материалам изготовления деталей износа;
*высокая требовательность к качеству изготовления шестерён и пластин, образующих корпус;
* двукратное изменение направления движения жидкости в насосе снижает КПД.
ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЯ САМОВСАСЫВАЮЩИХ НАСОСОВ
Принцип работы самовсасывающего насоса весьма прост. Жидкость из входного патрубка поступает к вращательному механизму – рабочему колесу с лопастями, вращающемуся вдоль оси насоса. Колесо вращается по направлению оси, в результате внутри корпуса создается кинетическая энергия, существенно повышающая давление.
В конструкции поверхностного самовсасывающего насоса может присутствовать несколько рабочих лопастей. Чем их больше, тем выше давление в системе. В таких агрегатах возможно регулировать производительность, что позволяет экономить на потреблении электрической энергии.
Для предотвращения работы насоса вхолостую рекомендуется постоянно следить за наличием рабочей среды (жидкости) в устройстве, а попавший воздух нужно обязательно удалять. В конструкции поверхностного самовсасывающего насоса предусмотрено отверстие, предназначенное для заливки жидкости. Чтобы рабочая среда самостоятельно не вытекала из корпуса, в агрегате есть обратный клапан или специальная задвижка. Также важно исключить попадание в насос механических примесей (грязи, песка и т. д.), которые могут его повредить. Для обеспечения безопасности и целостности деталей насоса перед ним всегда следует устанавливать фильтр грубой очистки.
Самовсасывающие насосы используются в случае, когда резервуар с топливом располагается ниже уровня установки ТЗК-100. Т.е. и резервуар, и ТЗК располагаются на земле, но уровень расположения насоса выше, поэтому, когда в резервуаре останется немного топлива, напорный насос никак не сможет его оттуда выкачать. В таком случае необходимо использовать самовсасывающий насос.
КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Напорный и самовсасывающий насосы различаются конструктивно.
В напорном насосе используется улитка, которая напоминает лопасти гребного винта. Между лопастями и корпусом имеется зазор около 2 мм, из-за которого насос и не может самостоятельно всасывать топливо. Другими словами, оборот лопастей улитки не может создать разрежение, которое бы всасывало топливо в насос.
У самовсасывающих насосов принцип работы другой. Их конструкция обеспечивает создание пониженного давления (разряжения), которое подтягивает топливо из резервуара. Есть разные способы, как создать разрежение. Например, в насосе может быть вал, как в мясорубке, или зубчатое колесо. Т.е. зубчатые шестерни захватывают топливо и подают его на выход.
У таких насосов указываются характеристики: до какой глубины они могут поднимать топливо. Например, если у такого насоса указана характеристика — до 30 метров, то при расположении резервуара на 10 метров ниже насоса, этот агрегат сможет создать необходимое давление и поднять топливо наверх с глубины в 10 метров.
Ещё одно различие между типами насосов заключается в том, что из-за особенностей конструкции производительность самовсасывающих насосов примерно в 2,5 – 3 раза меньше, чем у напорных. То есть при одинаковых мощностях и габаритах производительность самовсасывающих насосов будет втрое меньше, чем у напорных.
ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ
Согласно ГОСТ 32600-2013, введённому в действие 11 января 2014 года, на нефтебазах запрещается использовать насосы, работающие во взрывоопасных зонах без двойного торцевого уплотнения.
Торцевое уплотнение — это герметизирующее устройство насоса, предназначенное для предотвращения выхода рабочей среды в атмосферу. Торцевое уплотнение выполнено в виде пары трения торцевых поверхностей двух деталей, одна из которых закреплена на валу, а вторая — в корпусе.