8
ТЗК-100. Гидравлический клапан
Курс «ТЗК-100. Автоматизированный налив» для инженеров и сервисных специалистов нефтебаз и объектов топливообеспечения.
8.1
Что такое гидравлический клапан
Курс «ТЗК-100. Автоматизированный налив»
Двухступенчатые гидравлические клапаны используются для управления подачей и остановкой потока нефтепродуктов в системах отпуска или приема топливных хозяйств.
В основном эти клапаны являются составной частью измерительных устройств, в которых объем потока задается заранее, или же они могут использоваться в качестве отдельных перекрывающих элементов.
Клапан HEFA производится чешской компанией. В ТЗК-100 он применяется для обеспечения малого и большого расхода в процессе налива. Клапан является нормально закрытым, то есть при отсутствии управляющего электрического напряжения он закрыт. Около 90% установок ТЗК-100 оснащены моделью HEFA V270.80 (с номинальным внутренним диаметром 80 мм). Так же встречается использование модели HEFA V270.100 (с номинальным внутренним диаметром 100 мм).

ФОТО   Клапан в собранном виде
8.2
Как работает гидравлический клапан
Принцип работы любого гидравлического клапана основан на балансе давления жидкости в двух полостях клапана и усилии пружины, которая запирает проходное отверстие.
 - Когда давление жидкости достигает определенного уровня, силы давления преодолевают усилие пружины, и клапан открывается, позволяя жидкости пройти через него. 

 - Когда давление снижается или достигает заданного уровня, пружина возвращает элемент управления в исходное положение, закрывая клапан, или ограничивает поток жидкости.
8.3
Конструкция гидравлического клапана
Двухступенчатый гидравлический клапан с электромагнитным управлением HEFA V270 состоит из основного клапана с поршнем и двух электромагнитных катушек на 24 вольта.

Корпус клапана спроектирован таким образом, что над поршнем и под ним есть камеры, верхняя и нижняя. Именно за счет разницы давления в этих камерах и происходит переключение клапана.
Само переключение гидравлическое, т. е. ход поршня происходит из-за разницы давлений в верхней и нижней камерах.

В исходном состоянии клапан является нормально закрытым. Т.е. при отсутствии напряжения на магнитных катушках клапан закрыт, и жидкость через него не протекает.
8.4
Принцип действия
Клапан HEFA V270 имеет три положения:
  • Положение – ЗАКРЫТО
    напряжение на электромагнитных катушках отсутствует.
    1
  • Положение – МАЛЫЙ РАСХОД
    клапан открыт на одну восьмую от всего прохода, т.е. это маленькая щелочка, через которую топливо течет со скоростью один – два литра в секунду. Такой расход топлива является малым. В этом состоянии напряжение подается на катушку малого расхода.
    2
  • Положение – БОЛЬШОЙ РАСХОД
    клапан открыт полностью, его расход составляет в среднем от 25 до 30 литров топлива в секунду (зависит от мощности насоса). В этом положении обе электромагнитные катушки находятся под напряжением.
    3



ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ


Клапан HEFA V270 имеет три положения:

Первое положение – ЗАКРЫТО, напряжение на электромагнитных катушках отсутствует.

Второе положение – МАЛЫЙ РАСХОД, клапан открыт на одну восьмую от всего прохода, т.е. это маленькая щелочка, через которую топливо течет со скоростью один – два литра в секунду. Такой расход топлива является малым. В этом состоянии напряжение подается на катушку малого расхода.

Третье положение – БОЛЬШОЙ РАСХОД, клапан открыт полностью, его расход составляет в среднем от 25 до 30 литров топлива в секунду (зависит от мощности насоса). В этом положении обе электромагнитные катушки находятся под напряжением.

КАК ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ


На клапане установлены две электромагнитные катушки, обычно рассчитанные на 24 вольта, но бывает и спецзаказ на 220 вольт. Каждая катушка представляет собой электромагнит, способный притягивать небольшой штырёк с резинкой, называемый «солдатиком».

Чтобы получить малый расход, катушка малого расхода притягивает «солдатика», который открывает канал в нижнюю камеру. Это очень маленький канал, поэтому в нижней камере создаётся небольшое избыточное давление. Минимальный перепад давления между нижней и верхней камерами толкает поршень, который находится между этими камерами, вверх. В результате открывается небольшая щель, через которую начинает течь топливо (примерно 1–2 литра в секунду).

Чтобы получить большой расход, дополнительно подаётся напряжение на катушку большого расхода, которая, в свою очередь, притягивает второго «солдатика» и открывает основной канал в нижнюю камеру. В этой камере создаётся большое избыточное давление, которое заставляет поршень максимально уйти вверх, и клапан открывается полностью. В результате топливо начинает течь со скоростью от 25 до 30 литров в секунду. Так будет продолжаться до тех пор, пока на обеих электромагнитных катушках есть напряжение.

Если снять напряжение с катушки большого расхода, то клапан начнет закрываться и перейдет во второй режим – малый расход. А если убрать напряжение с катушки малого расхода – полностью закроется. Клапан закрывается потому, что у него вверху стоит мощная пружина, которая давит на поршень и опускает его, перекрывая проход жидкости. Топливо, поступающее в нижнюю камеру при малом или большом расходе, сжимает эту пружину и открывает клапан. При отсутствии напряжения на катушках за счет механического усилия пружины поршень идет вниз и закрывает клапан.

ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛАПАНА


Данный клапан отличается высокой надежностью. Его паспортный ресурс составляет 10 лет. В случае поломки, при наличии оригинальных запчастей, данный клапан легко ремонтируется.

Если следить за клапаном, вовремя менять ремкомплект и обслуживать, то работает он практически без отказов.

Основные поломки – это неисправные РТИ (резинотехнические изделия) и выход из строя электромагнитных катушек.

Клапан в разобранном виде

При замене РТИ необходимо поменять все резиновые элементы, к которым относятся манжеты (так называемые «грибки»), уплотнительные кольца и т.п. Это связано с тем, что во время эксплуатации они контактируют с топливом и за 5 - 10 лет начинают терять свои свойства: становятся твердыми или, наоборот, разбухают, увеличиваются в размерах и становятся более мягкими.

Если выходит из строя электромагнитная катушка, неисправную необходимо заменить на новую, рабочую. Обе катушки у клапана одинаковые, независимо от того, для большого или малого расхода они предназначены. Просто каждая подключается к своим клеммам.

Комплект РТИ для ремонта

НАСТРОЙКА КЛАПАНА


Данный клапан имеет три регулировочных винта, выставленных на заводе-изготовителе. Два регулировочных винта располагаются наверху, на крышке клапана. Третий винт расположен сзади, сбоку (если смотреть на клапан спереди). Если настройки сбиваются, то регулировка производится по специальной методике, описанной в руководстве по эксплуатации данного клапана. Однако, полезно понимать, за что отвечают данные винты и как именно следует производить настройки.

Прежде всего, чтобы выполнять настройки клапана, через него должна течь жидкость. Регулировать данные винты на закрытом клапане категорически запрещено! Обычно для настройки клапана к установке подгоняют бензовоз и запускают ТЗК-100 для налива топлива в цистерну. Левым винтом настраивается малый расход топлива, правым – большой.

Например, если заказчик жалуется на работу клапана, то запускается налив ТЗК и правый винт (для большого расхода) вкручивается внутрь до перехода клапана на малый расход топлива. После этого винт выкручивается на 2 - 2,5 оборота обратно. Клапан должен вернуться в состояние большого расхода. Аналогичная процедура применяется для регулировки винта малого расхода.

Винт, расположенный сзади, желательно вообще не трогать, поскольку это винт «скорости реакции». Он отвечает за связь между двумя каналами верхней и нижней камер. Если ввернуть его внутрь, то связь между камерами прекратится, и клапан, вообще перестанет регулироваться, то есть клапан перестанет переходить на большой расход. Если начать выворачивать данный винт, то связь начнет восстанавливаться. Чем больше его выворачивать, тем быстрее клапан будет переходить от малого расхода к большому. Таким образом, данный винт определяет фактическую скорость реакции клапана. Завод-изготовитель устанавливает этот винт в среднее положение для того, чтобы скорость перехода была средней.

Если скорость будет слишком маленькой, то возможен перелив топлива, поскольку при медленном закрытии клапана через него, пока он будет закрываться, успеет пройти много литров топлива и произойдет перелив. (Это называется – «окончить налив не на малом расходе».) Если же скорость будет большой, т. е. переход будет быстрым, то возможен гидроудар, который чаще всего приводит к поломке оборудования.

Расположение регулировочных винтов

ЧТО ТАКОЕ ГИДРОУДАР


Жидкости, с которыми работает данный клапан, имеют довольно низкий коэффициент сжатия. При большом расходе через клапан каждую секунду проходит около 25 литров топлива. Скорость движения жидкости в трубе установки при наливе топлива составляет примерно два метра в секунду.
Если выставить слишком высокую скорость реакции, то переход с большого расхода на малый или на закрытие клапана будет происходить очень быстро. В результате течение жидкости по трубе резко прерывается, и её энергия движения превращается в энергию гидравлического удара.

Визуально это выглядит так, будто кто-то ударил кувалдой по трубопроводу. Иногда от гидроудара лопаются сварные соединения. Чтобы избежать такой реакции как раз и существует третий винт, с помощью которого выставляется скорость реакции клапана. В результате при снятии напряжения с катушки большого расхода движение поршня выставляется на более плавное и медленное. Поршень начинает плавно опускаться в течение 5 — 10 секунд, и мгновенный переход на малый расход не происходит. Благодаря этому удается избежать гидроудара.

Исходя из описанных выше моментов, сотрудник должен четко понимать, что именно он хочет получить, выполняя регулировку винтов данного клапана. Необходимо изучить инструкцию по эксплуатации клапана и строго следовать ей.

В целом клапан надежный и довольно неприхотливый, способен работать, в том числе и с плохо отфильтрованной жидкостью. Однако, для нормальной работы рекомендуется устанавливать фильтры на перекачиваемое топливо.

Последствия гидроудара

Видео по теме