В системах ТЗК-100 для фильтров тонкой очистки используются сетки со следующими размерами ячеек:
- 200 микрон или 0,2 мм для бензина;
- 400 микрон или 0,4 мм для дизельного топлива;
- 800 микрон или 0,8 мм для нефти.
Однако для нефти вязкость должна быть не более 60 сантистокс. (Стокс — единица кинематической вязкости жидкости. Названа в честь Дж. Г. Стокса.
Сантистокс – одна сотая часть стокса, аналогична отношению сантиметра к метру.) Если вязкость более 60 сантистокс, то ячейка размером 800 микрон не подходит, и нужно использовать ячейку со стороной больше миллиметра.
Сетки размером 200 микрон защищают не только от крупной грязи, но и от песка.
Однако фракции песка бывают разными, поэтому иногда очень мелкие песчинки проходят через фильтр тонкой очистки. В паспортах объемных счетчиков жидкости указано (например у счетчика ППВ), что завод-изготовитель рекомендует применять перед счетчиком фильтр с размером фильтрующего элемента не более 80 мкм.
ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА
Ресурс фильтра согласно паспорту – 10 лет. Фильтрующий элемент обычно является расходным материалом и регулярно меняется при техническом обслуживании (ТО).
Чтобы определить степень загрязнения фильтрующего элемента, не вскрывая сам фильтр, используют два манометра, которые устанавливают до и после фильтра. Степень загрязнения фильтр-элемента определяется по разнице показаний давления до фильтра и после него. Как правило перепад давления не должен превышать 0.2 Бар.
При ТО необходимо открыть крышку фильтра, извлечь сетку. Сетки в фильтрах имеют несколько вариантов исполнения. Они бывают как одноразовые, так и многоразовые.
Одноразовая сетка – это многослойная сетка, которая состоит из нескольких слоёв, похожих на слои автомобильного масляного фильтра. Такая сетка имеет два металлических слоя с увеличенными отверстиями и гофрированный фильтрующий элемент между ними, изготовленный из специального материала. Если внутренний слой такой сетки забился грязью, его не рекомендуется промывать, а следует заменить на новый.
Другой вариант —
одностенная сетка. У такого фильтра сразу идёт металлическая сетка без дополнительных стенок. Сечение ячеек этой сетки соответствует значению фильтрации. Такой фильтрующий элемент можно мыть. Обычно его промывают в бензине, удаляют весь песок и устанавливают обратно в фильтр. Такие фильтры считаются многоразовыми.
Таким образом, сетка фильтра либо промывается, либо заменяется на новую. Кроме того, необходимо менять резиновые уплотнения. В фильтре есть две резиновые прокладки: одна под сеткой, другая между сеткой и крышкой. Резина прокладок бензостойкая, но со временем, от соприкосновения с бензином, прокладки меняют свою форму. Обычно они разбухают и теряют свою изначальную форму, и после разборки фильтра их невозможно установить обратно в посадочные места. Поэтому при ТО необходимо заменить весь комплект резинотехнических изделий (РТИ).