РАЗДЕЛ 9.

ФИЛЬТР.

Фильтр — это устройство, которое обеспечивает необходимую фильтрацию топлива в ТЗК-100.
Фильтрация — это процесс удаления твёрдых частиц из жидкой или газообразной среды с использованием фильтрующего элемента, который пропускает жидкость, задерживая при этом твёрдые частицы. Слово «фильтрация» происходит от лат. filtrum — «войлок», и обозначает течение жидкостей, газов или их смесей сквозь пористую среду.
Фильтры делятся на фильтры грубой и тонкой очистки.

Фильтр тонкой очистки в рабочем состоянии

Конструкция у всех фильтров практически одинаковая и довольно простая. Обычно это цилиндрический корпус с фланцами и крышкой. У фильтра есть входное отверстие, в которое подается жидкость, и выходное, через которое  отфильтрованная жидкость поступает в трубопровод. Если снять крышку, то под ней будет резиновое уплотнение, а в центре фильтра располагается фильтрующий элемент в виде сетки определенного сечения. Степень фильтрации зависит от размера ячеек, поскольку сетка (фильтрующий элемент) не пропускает механические примеси определенного размера (превышающие размер ячейки).
Размер ячейки указан в документации на фильтрующий элемент, либо на дне, где выбита конкретная цифра, как правило в мкм, обозначающая данный размер. Это не надпись краской, а именно выбитая на металле надпись.

Фильтр грубой очистки в собранном состоянии

Фильтр грубой очистки обычно устанавливается перед насосом, а тонкой — между насосом и средством измерения (массомером или счётчиком жидкости). Ячейка фильтра грубой очистки представляет собой квадрат со стороной от 1 до 2 мм (зависит от условий эксплуатации и технического решения). Его задача — защитить насос, лопатки насоса, от крупных твёрдых частиц, таких как окалина, шайбы, гайки и других предметов, которые могут повредить оборудование.
На нефтебазах такие фильтры называют «грязевик» или «поросенок».
Фильтр тонкой очистки имеет похожую конструкцию: корпус, входные и выходные отверстия, два фланца, крышка и сетчатый элемент, осуществляющий фильтрацию.

Фильтрующий элемент F104.80

В системах ТЗК-100 для фильтров тонкой очистки используются сетки со следующими размерами ячеек:
- 200 микрон или 0,2 мм для бензина;
- 400 микрон или 0,4 мм для дизельного топлива;
- 800 микрон или 0,8 мм для нефти.
Однако для нефти вязкость должна быть не более 60 сантистокс. (Стокс — единица кинематической вязкости жидкости. Названа в честь Дж. Г. Стокса. Сантистокс – одна сотая часть стокса, аналогична отношению сантиметра к метру.) Если вязкость более 60 сантистокс, то ячейка размером 800 микрон не подходит, и нужно использовать ячейку со стороной больше миллиметра.
Сетки размером 200 микрон защищают не только от крупной грязи, но и от песка.

Однако фракции песка бывают разными, поэтому иногда очень мелкие песчинки проходят через фильтр тонкой очистки. В паспортах объемных счетчиков жидкости указано (например у счетчика ППВ), что завод-изготовитель рекомендует применять перед счетчиком фильтр с размером фильтрующего элемента не более 80 мкм.


ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА


Ресурс фильтра согласно паспорту – 10 лет. Фильтрующий элемент обычно является расходным материалом и регулярно меняется при техническом обслуживании (ТО).
Чтобы определить степень загрязнения фильтрующего элемента, не вскрывая сам фильтр, используют два манометра, которые устанавливают до и после фильтра. Степень загрязнения фильтр-элемента определяется по разнице показаний давления до фильтра и после него. Как правило перепад давления не должен превышать             0.2 Бар.
При ТО необходимо открыть крышку фильтра, извлечь сетку. Сетки в фильтрах имеют несколько вариантов исполнения. Они бывают как одноразовые, так и многоразовые.
Одноразовая сетка – это многослойная сетка, которая состоит из нескольких слоёв, похожих на слои автомобильного масляного фильтра. Такая сетка имеет два металлических слоя с увеличенными отверстиями и гофрированный фильтрующий элемент между ними, изготовленный из специального материала. Если внутренний слой такой сетки забился грязью, его не рекомендуется промывать, а следует заменить на новый.
Другой вариант — одностенная сетка. У такого фильтра сразу идёт металлическая сетка без дополнительных стенок. Сечение ячеек этой сетки соответствует значению фильтрации. Такой фильтрующий элемент можно мыть. Обычно его промывают в бензине, удаляют весь песок и устанавливают обратно в фильтр. Такие фильтры считаются многоразовыми.
Таким образом, сетка фильтра либо промывается, либо заменяется на новую. Кроме того, необходимо менять резиновые уплотнения. В фильтре есть две резиновые прокладки: одна под сеткой, другая между сеткой и крышкой. Резина прокладок бензостойкая, но со временем, от соприкосновения с бензином, прокладки меняют свою форму. Обычно они разбухают и теряют свою изначальную форму, и после разборки фильтра их невозможно установить обратно в посадочные места. Поэтому при ТО необходимо заменить весь комплект резинотехнических изделий (РТИ).

Комплект резинотехнических изделий для ТО фильтра

ОСНОВНЫЕ ПОЛОМКИ


Основными поломками фильтра являются разрыв фильтрующего элемента (сетки), а также деформирование резиновых уплотнителей. Разорванную сетку необходимо заменить на новую, как и резиновые прокладки.
Видео по теме