РАЗДЕЛ 10.

КЛАПАН

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ОТСЕЧНОЙ.

Любой отсекающий (он же отсечной) клапан (КО) нужен, чтобы перекрывать движение рабочей среды в трубопроводах во время аварий, либо для внутреннего переключения потоков жидкости. Время срабатывания (перекрытия трубопровода) у таких клапанов менее 1 секунды.

Клапан электромагнитный отсечной (КЭО) или «Отсечник», устанавливаемый в ТЗК-100, применяется главным образом для того, чтобы открывать или перекрывать нужную линию выдачи нефтепродуктов.

Крайне редко клапан используется в качестве дублирующего (страхующего клапана) в паре с двухступенчатым гидравлическим клапаном. В таком варианте КЭО устанавливается перед наливной консолью, на тот случай, если двухступенчатый клапан не удержит топливо, и тогда отсечник просто прекращает его подачу.

Клапан электромагнитный отсечной в собранном виде

КОНСТРУКЦИЯ И ПРИНЦИП РАБОТЫ


Конструкция электромагнитного отсечного клапана проще, чем у двухступенчатого гидравлического клапана, так как КЭО имеет лишь два рабочих положения: «закрыто» и «открыто».

Клапан является нормально закрытым, т.е. если на катушке нет напряжения, то клапан закрыт. Чтобы открыть клапан, нужно подать напряжение на электромагнитную катушку (она у этого клапана одна, в отличие от двуступенчатого клапана, у которого их две). Когда напряжение пропадает, клапан снова закрывается.

В электромагнитном отсечном клапане электромагнитная катушка также обеспечивает доступ жидкости в нижнюю камеру и создание там избыточного давление, что приводит к открытию клапана. Принцип срабатывания (открытие и закрытие) у обоих клапанов одинаковый.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАПАНА


В настоящий момент клапан чаще всего используется для экономии средств на покупку оборудования. На обычной нефтебазе существует раздельный верхний и нижний налив топлива (в цистерну). Чтобы не устанавливать отдельные установки для каждого вида налива используется один комплекс ТЗК-100 для измерения количества отпущенного топлива. Далее монтируются две трубы (так называемые «штаны»), по которым жидкость поступает либо в систему верхнего налива, либо в систему нижнего. В каждую трубу устанавливается отдельный отсечной клапан.

Таким образом, создается система, способная управлять способом налива. Если открывается клапан в магистрали верхнего налива, раздача бензина в цистерну происходит сверху. Если открывается магистраль нижнего налива, то бензин подается в цистерну снизу.

Фактически, данные отсечные клапаны используют как автоматические задвижки. Они подключены к электронной системе управления, что позволяет избежать человеческого фактора. При ручном открытии клапана человек может перепутать и открыть не тот клапан или, наоборот, не закрыть другой. В результате за время, необходимое оператору для исправления ошибки в ручном режиме, установка может перекачать мимо цистерны (на пол нефтебазы) порядка 1000 литров топлива. Решением являются нормально закрытые электромагнитные отсечные клапана.

КЭО подключается к системе и управляется дистанционно. Когда оператор выбирает каким образом наполнить бензовоз, система включает клапан в трубопроводе для верхнего налива, либо клапан нижнего налива, если топливо подается в цистерну снизу. Применение КЭО в качестве дублирующего клапана, установленного после двухступенчатого гидравлического клапана, в настоящее время встречается крайне редко.

РЕСУРС И ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ


Паспортный срок службы клапана составляет 10 лет. Однако, клапан боится загрязнений, таких как песок, грязь, механические примеси. Поэтому в трубопроводе необходимо устанавливать фильтры тонкой очистки.

Для надежной работы также требуется регулярное техническое обслуживание клапана. Его резиновые уплотнители контактируют с топливом, в которое могут быть добавлены некачественные присадки (которые сейчас модно добавлять в стандартные сорта топлива). Это приводит к набуханию резиновых уплотнителей и прокладок. Во время технического обслуживания следует заменять резинотехнические изделия (РТИ) и фторопластовые кольца клапана.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОЛОМОК


Основная поломка – клапан перестает нормально открываться. Он либо не полностью открыт, либо не полностью закрыт. Самая критичная неисправность клапана – когда он закрывается не полностью. В таком варианте он не выполняет свою основную функцию, т. е. не способен перекрыть трубопровод. Это приводит к утечке топлива.

Другая возможная поломка — выход из строя электромагнитной катушки. В этом случае её необходимо заменить на соответствующую исправную модель.
Видео по теме